Сериал «Хрустальный»: головокружительный российский детектив

Сериал «Хрустальный». Описание
Интересно, есть ли где-нибудь статистика, сколько на сегодняшний день написано и снято детективов. Миллионы, наверное. И любители детективного жанра сейчас весьма искушенные: сотни сюжетных поворотов, неоднократно эксплуатируемых в книгах и на экранах, делают из зрителя и читателя узких специалистов, которые, возможно, книгу не напишут и фильм не снимут, но вот убийцу-дворецкого вычислят в два счета. И закидают создателей виртуальными помидорами.

Вот о чем я думала, приступая к написанию рецензии на сериал «Хрустальный». Хочу сразу разделаться с недостатками. Создатели сериала чуть-чуть переборщили с клише. Их здесь слишком много, и некоторые совершенно лишние, как будто сценаристу на секунду изменило чувство вкуса: банальные эпизоды, которые совсем не работают на сюжет, не раскрывают персонажей, а просто вызывают легкую тошноту и занимают экранное время (яркий пример тому – визит жены брата с попыткой соблазнения, а ведь ничто не предвещало и закончилось, можно сказать, ничем).

Такие временные помрачения готова сразу простить, потому что сериал получился отличный: лихо закрученный сюжет, классно прописанные персонажи (все-все, не только ГГ, но даже самые третьестепенные), интересные диалоги, продуманный кастинг, высший пилотаж в операторской работе.

Есть еще один недостаток: те самые любители детективов, о которых я писала в начале и к которым себя отношу, примерно в начале сериала станут догадываться, за чьей вполне благопристойной личиной скрывается жуткий маньяк. Правда, от этих подозрений создатели нас будут старательно отвлекать, но в последней серии, когда нужно будет ахнуть – ахнуть не получится, потому что минут за пять до этого нам вскользь бросят намек, который всколыхнет былые подозрения, и в момент разоблачения мы будем сидеть «с холодным носом». А жаль.

Таким образом, сериал «Хрустальный» не покажет нам ничего нового с точки зрения сюжетных ходов, зато расскажет драматичную историю с глубинной проработкой характеров. А еще он затронет тему, которая, пожалуй, совсем не раскрыта в российском кинематографе, в отличие от зарубежного. Это тема насилия над детьми.

Сериал «Хрустальный»: реальные события
Сериал «Хрустальный»
Сериал «Хрустальный». Кадр из фильма
В начале фильма мы видим титры о том, что сценарий основан на реальных событиях. Многие, скорее всего, сразу подумают, что это очередной «тру детектив» — то есть фильм, снятый по расследованию реального дела (это сейчас очень актуальный детективный тренд и в российском, и в зарубежном кинематографе). На самом же деле такого уголовного дела не было, но был личный травматический опыт сценариста Олега Маловичко («Метод», «Шерлок в России», «Троцкий»), о котором он рассказал в «Esquire», а после начал получать сотни сообщений от людей, перенесших ужаснейшее насилие. Вот эти-то истории, перетасованные и собранные и легли в основу расследования, которое происходит в небольшом городке Хрустальный. Собственную историю режиссер тоже включил в сценарий (эпизод с отчимом).

Сериал «Хрустальный»: актеры
Главная удача сериала – Антон Васильев. Главный герой детективной истории всегда детектив, и Сергей Смирнов, талантливый московский детектив, в сериале — главная загадка и магнит, на который клюнет с первых кадров зритель. От актера буквально не оторвать глаз: хорошо скрываемая детская травма нет-нет да прорывается на волевом лице. В нем уживается сломленный чудовищным преступлением ребенок и талантливый сыщик, нещадно эксплуатирующий детскую травму для поимки преступников.

Николай Шрайбер. Сериал «Хрустальный».
Николай Шрайбер в сериале «Хрустальный». Кадр из фильма
На месте и Николай Шрайбер — роль брата не сыграна — прожита на экране ярко, сочно, а в отношениях братьев намешано столько ненависти-любви, столько подводных камней и недосказанного, что напряжение каждой совместной сцены и пугает, и интригует одновременно: да что же между ними произошло, и когда, наконец, произойдет взрыв?!

Дмитрий Куличков. Сериал «Хрустальный».
в сериале «Хрустальный». Кадр из фильма
Еще одна удача сериала — Дмитрий Куличков («Заключение»). Яркий драматический талант и нестандартная внешность актера нещадно эксплуатируется российским кинематографом в создании отрицательных (если не сказать отвратительных) персонажей. К чести Дмитрия Куличкова, он не повторяется, не эксплуатирует одни и те же приемчики, в кадре всегда органичен и убедителен. Образ потерявшего берега от безнаказанности местного князька пугает реально. Иногда так и хочется отвести взгляд от наглых, пронизывающих насквозь глаз Барса.

В общем, тонкое психологическое расследование, сотканное из головокружительного лабиринта связанных между собой судеб — настоящий шедевр среди российских детективов последних лет разной степени талантливости и успешности, отличная работа режиссера Душана Глигорова. К просмотру — обязателен!

Сем закончился сериал «Хрустальный», думаю, рассказывать не стоит, но преступник будет найден и все ниточки, так или иначе, распутаны. Никаких многоточий.
https://therussiantimes.com/obshestvo/427791.html

Яндекс.Метрика